- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
26 июня 2013
– Владимир Михайлович, как Вы оказались в бизнесе: Вы всегда знали, что будете работать только «на себя», или к тому подтолкнули какие-то жизненные обстоятельства?
– Я достаточно рано начал заниматься программированием, вошел в IT-сферу – с 8-го класса. Мне понравилось, и в дальнейшем я пошел в университет на прикладную математику. После армии работал наемным сотрудником – системным администратором. А когда появилась возможность поработать «на себя» – мы взяли и попробовали. То есть это не было изначальной принципиальной позицией. Появилась возможность, мы попробовали и начали это развивать.
– Кажется, что сказать «взяли и попробовали» – просто, а сделать?
– Сделать, конечно, было намного сложнее. Но мы сделали.
– С самого начала это была реализация компьютерной техники?
– Да. Мы занимались программированием, и именно на компьютерной технике мы попробовали сделать свой бизнес.
– Ваши партнеры, друзья – люди, с которыми Вы начинали, до сих пор с Вами?
– Некоторые на определенных этапах решили выйти и заниматься своими проектами, а с одним мы до сих пор работаем вместе. Порядка 17 лет уже.
– Какая дата! Вы как-то это отмечаете?
– Да, мы каждый год как раз в июле отмечаем день рождения компании: обычно собираем сотрудников и выезжаем куда-нибудь на природу. У нас все проходит без церемоний и докладов, просто развлекаемся и отдыхаем.
– Если бы не бизнес, то что? Вы представляете себя в какой-то другой сфере?
– Сейчас это представить сложно. Уже прошло столько времени. Конечно, все могло быть по-другому. Но произошло то, что произошло
– А если бы не IT-бизнес, то какой? Вы сейчас развиваете и другие направления. Может случиться, что Вы отказываетесь от компьютерной техники и занимаетесь только, скажем, строительством и девелопментом?
– Представить можно что угодно и произойти может всякое, но в планы такой сценарий пока точно не входит. Хотя строительный бизнес тоже хорош…
– Проще или сложнее?
– Везде своя специфика. И везде требуется творчество. Для решения задач и в той и в другой сфере нет каких-то простых решений. Всегда надо что-то выдумывать – и в маркетинговой политике, и в управлении. Эта система, которую, прежде чем она станет работать четко, нужно разработать и отладить. А здесь как раз и приходится прибегать к творчеству.
– В одном из своих предыдущих интервью Вы сказали, что на сегодня развиваете 3 проекта: основной – собственно РЕТ, ЦУМ как способ диверсификации бизнеса и третий – некий интернет-проект, не информационный и не интернет-магазин. Готовы ли Вы сейчас сказать, что это будет?
– Третий проект у нас развивается не торопясь. Пока не хочу его комментировать.
– А как насчет второго? Какие объекты планируется разместить на базе многофункционального центра по завершении реконструкции здания ЦУМа? И как Вы можете прокомментировать критику этого проекта и попытки помешать его реализации в связи с тем, что будущий комплекс якобы может испортить исторический облик проспекта Революции?
– На самом деле, после изучения этой критики, оказывается, что это не есть мнение жителей города. Это мнение небольшой группы людей, которые пытаются использовать это для собственного пиара. Мы проводили исследования: жителям, наоборот, этот проект нравится, так как позволит в местах, где воронежцы привыкли отдыхать, более качественно проводить досуг. Там же будет не только гостиница – там будут рестораны, торговый центр, причем в новом для Воронежа формате – универмаг: не отдельные бутики, а общая торговая зона. В Европе этот формат очень распространен, ну и удобен. По брендам, которые там будут представлены, пока точно неизвестно, мы пока брокериджем не занимались. А для ЦУМа это будет продолжением истории: изначально он был универмагом – универсальным магазином в примерно том формате, каким мы планируем его сделать. То есть тут некая преемственность будет. Мы историю не зачеркиваем – мы ее продолжаем и развиваем.
– Претерпит ли значительные изменения привычный для воронежцев внешний облик ЦУМа?
– Нет, фасад никак не меняется, и даже эта часть здания сохраняет этажность. Стройка ведется во дворе. Плюс мы взяли в аренду территорию между проспектом и Фридриха Энгельса и будем ее благоустраивать как парковую зону.
– Что еще планируется разместить на базе комплекса?
– Гостиница, апартаменты – жилье на продажу, торговая часть и офисная часть.
– Ориентировочным сроком сдачи комплекса Marriot, по крайней мере его гостиничных площадей, называется 2014 год. Как раз на это время, 2014-2015 годы, запланирован ввод в эксплуатацию целого ряда аналогичных объектов и также в центре города. Не считаете ли Вы, что конкуренция в данном сегменте рынка (по-видимому, это бизнес-туризм) окажется слишком жесткой?
– Маркетинговые исследования проводили специалисты Marriott. Они, думаю, в этом хорошо разбираются, и они уверены, что проект будет успешным. По всем экспертным оценкам, гостиничный рынок Воронежа явно был недостаточно развит. Поэтому я думаю, если даже появятся другие объекты, все они будут работать достаточно успешно. Тем более у нас гостиница – пять звезд: больше таких не строится. С другой стороны, она достаточно небольшая – 200 номеров. По меркам Marriott это не много, думаю, своих клиентов она найдет. Уверен, городу это принесет пользу: Marriott действительно очень хорошая сеть, она предоставляет качественные услуги, которые будут востребованы в таком месте. Кроме того, там будет, к примеру, большой бальный зал, который позволит проводить различные официальные мероприятия, причем гораздо более высокого класса, чем позволяют те залы, которые есть в Воронеже сейчас. Я изучал проект: спроектировано все очень качественно, много технологических особенностей.
– Авторами проекта, в том числе каких-то новых технологических решений, кто выступал?
– Все делалось в Воронеже, но по строгим требованиям Marriott. Проект достаточно долго корректировался и утверждался, в нем достаточно много нюансов.
– А что может послужить примером такого необычного технического решения?
– Так сразу, навскидку сказать сложно…ну, например, тот же бальный зал организован таким образом, что официанты могут подойти сразу со всех сторон. Двери расположены практически по всему периметру, а технологические проходы сделаны так, чтобы потоки служебные и клиентские не пересекались.
– Апартаменты – тоже совершенно новый для нашего города формат. Почему Вы уверены, что и на такие площади будет спрос?
– В Москве много подобных предложений и спрос на них есть. Думаю, в Воронеже по уровню комфортности аналогов не будет. Тем более, самым большим преимуществом комплекса будет его многофункциональность. В одном здании человек может найти все сервисы для быта и даже развлечений. Marriott может заниматься профессиональным обслуживанием апартаментов. В торговой части будет представлен полный ассортимент товаров. Здесь же и офисы: человек может снять помещение и работать в том же здании, в котором расположена его квартира. В этом же здании – фитнес-залы и все, в чем нуждается современный человек.
– Спортзалы будут предназначены именно для постояльцев гостиницы и владельцев апартаментов?
– В деталях многие моменты до конца не проработаны, но однозначно, что это будет и жители смогут этим пользоваться. И понятно, что будут выбираться лучшие операторы этих направлений бизнеса.
– Не усложнит ли появление комплекса транспортную ситуацию в центре города, и без того достаточно сложную?
– Во-первых, планируется создать паркинг на 500 машиномест, а в центре с парковками у нас большие проблемы. Цивилизованный паркинг даст возможность убрать автомобили с обочин и тем самым увеличить пропускную способность проезжей части. Во-вторых, там будет достаточно грамотно спроектирована развязка – въезд в цокольный этаж будет прямо с проспекта Революции и с Фридриха Энгельса. Все проекты сделаны в соответствии с нормами и требованиями закона, согласованы и утверждены в соответствующих службах.
– Говоря о РЕТе, какие позиции сегодня занимает компания? В каких городах присутствуют Ваши магазины, и планируется дальнейшая экспансия Вашего бренда?
– Очередной раз мы попали в рейтинг 25 крупнейших региональных компаний. Сейчас как раз готовим интервью для CRN. Количество сотрудников превышает 500 человек. У нас работают 14 магазинов – в Воронеже, Белгороде, Краснодаре, Тамбове, Липецке, других городах. Стараемся выходить на новые рынки. Постоянно оптимизируем стандарты магазинов: собираем информацию, изучаем, внедряем новые технологии.
Работа в разных регионах имеет свою специфику. Менталитет у людей разный, к тому же здесь нас уже знают, а в других регионах надо выходить на рынок впервые – это всегда тяжелее. Надо каким-то образом клиентов привлекать, причем и частных, и организации. Мы специализируемся на розничных продажах и на обслуживании корпоративных клиентов. Для корпоративных клиентов, конечно, предлагаются комплексные решения – и оборудование, и программное обеспечение, и обслуживание.
– Зачем Вы так целенаправленно стремитесь на новые рынки, тем более это непросто?
– Для поддержания высоких стандартов бизнеса необходимо постоянное развитие, в том числе и открытие новых магазинов. За счет большого количество магазинов можно привлекать более качественных специалистов. Плюс маркетинг: многие решения тиражируются.
– Тяжело ли конкурировать с федеральными сетями?
– Тяжело, но у нас получается. Какого-то секрета у нас нет. Мы стараемся качественно работать по всем направлениям – ассортимент, оперативность поставок, квалификация персонала, качество обслуживания. Мы плотно занимаемся сервисом: в Воронеже мы являемся представителями R-StylService. Это крупная федеральная сеть сервисных центров, и по большому счету, практически всю компьютерную технику в Воронеже ремонтируем мы. Даже ту, что продана другими магазинами.
– Это уже сформировавшееся и приносящее свою прибыль направление бизнеса?
– Скорее, это сокращает наши издержки. Вместо того чтобы каким-то образом транспортировать брак в другие организации, мы ремонтируем его на месте и на этом экономим. Естественно, это позволяет нам работать более качественно и оперативно. Сервис, действительно, бизнес не самый выгодный. Но в комплексе с магазинами он приносит пользу.
– Какие отношения лично у Вас с техникой: все техно-новинки и модные гаджеты появляются у Вас у первого?
– Есть вещи, которые я использую и которые нет. Многие новинки – для развлечения и баловства…
– Что например?
– Те же планшеты: работать на них невозможно – в основном удобно только просматривать информацию … сколько я ни пытался применить. В качестве мобильного устройства – телефон, инструмент для работы – это ноутбук. Иногда, конечно, беру посмотреть что-то новое. Ведь все меняется, мало ли – вдруг найдутся какие-то задачи и для новых устройств. А вообще сейчас появляется много интересной техники – телевизоры с функцией управления жестами и голосом. Эта игрушка, наверное, интересная, но играться некогда.
– Насколько Вы демократичный или авторитарный руководитель? Когда-то Вы говорили, что именно работе с персоналом отводите особую роль. В каком, скажем так, стиле она ведется?
– Главное, чтобы сотрудники решали свои задачи. Порой приходится подстраиваться, если он что-то не понимает, надо объяснить, если сознательно не желает что-то делать, это надо понять и заставить или расстаться.
Как говорится – подход индивидуальный. Я стараюсь не давить авторитетом, а добиться конструктивного решения задач – иногда приходится решать вместе.
– Вы максимально вовлечены во все дела компании или это механизм, работа которого отлажена, и руководителю остаются только контроль и стратегические решения?
– Большинство направлений хорошо работают автоматически, и туда не надо вмешиваться. Есть направления, которые пока не закрыты, ими в основном приходится заниматься самостоятельно, но мы разрабатываем методики управления и ищем руководителей. Но все основные, постоянные и регулярные направления работают стабильно хорошо – там отлаженные технологии и квалифицированные топ-менеджеры.
– Когда-то Вы состояли в партии «Справедливая Россия». Вам и сейчас интересная политика?
– Был такой эксперимент. Удачный или нет – сложно сказать. Работы сейчас много, и какие-то вещи, возможно, ждут своего часа.
– А зачем Вам это?
– Изучить другие виды работы, узнать возможности – сделать что-то полезное и нужное.
– То есть у Вас есть стремление именно сделать что-то хорошее?
Да – хорошее, интересное…
– Это ли стремление привело Вас в «Лидер»?
– Именно. Там действительно есть возможность делать какие-то полезные для общества дела. И это помимо того, что у компании есть свои подшефные объекты. Мы эту информацию не афишировали, ведь это делается не для пиара, а для помощи. Но теперь, возможно, в том числе через «Лидер» будем стараться распространять больше информации, чтобы популяризировать благотворительность. Ведь многие люди готовы помочь, просто не всегда время на это выдается.
– О каких подшефных объектах Вы говорили, если не секрет?
– Например, есть больница, на ремонт которой мы ежемесячно выделяем деньги. Первоначально она находилась в аварийном состоянии, а мы приводим ее в порядок, уже несколько корпусов отремонтировали.
– Вы увлекаетесь борьбой и восточными единоборствами: давно ли и чем именно эти виды спорта Вас привлекают?
– Конкретно этим спортом, к сожалению, уже давно не занимался. Иногда получается просто позаниматься. На большее пока времени не хватает.
Если говорить о единоборствах вообще, мне эти виды нравятся тем, что там тренируется максимальное количество качеств: сила и выносливость, координация, скорость и реакция, динамика – все одновременно. В других видах тренируется намного меньше – но это мое мнение.
– Вы обладаете нагрудным знаком «ОМОН ГУВД по Воронежской области». За что Вы его получили?
– Мы помогали в строительстве часовни в память о погибших в горячих точках ребятах.
– Уже не раз в разговоре Вы обмолвились, что на многое Вам не хватает времени. А хватает ли его на общение с семьей, с детьми? У Вас в кабинете много детских фотографий: в том числе и потому что Вы по ним скучаете и Вам не хватает времени на общение с ними?
– В последнее время я чаще вижусь с детьми. И стараюсь, чтобы это было не просто общение, а развитие, обучение.
– Вы бы хотели, чтобы Ваши дети пошли по Вашим стопам – в бизнес?
– Я даже постараюсь это сделать. Думаю, родители во многом влияют на Выбор детей. Профессия бизнесмена и интересная, и творческая, она предоставляет очень широкие возможности. Поэтому я бы хотел, чтобы они также занимались бизнесом.